Разработка схемы взаимодействия участников строительного процесса с целью получения достоверной сметной стоимости на этапе проведения государственной экспертизы проектной документации с помощью технологий информационного моделирования
Основное содержимое статьи
Аннотация
В работе были исследованы организационные возможности разрешения проблемы несоответствия сметной и фактической стоимости объектов капитального строительства за счет разделения процесса проведения государственной экспертизы на два организационных этапа: проверки проектных решений объекта капитального строительства и оценки достоверности сметной стоимости. Авторами была проведена экспертная оценка текущего количества объектов капитального строительства на основании опроса экспертной группы, в ходе которой было выявлено, что в среднем 59,5 % объектов капитального строительства в год, финансируемых из государственного и муниципального бюджета, имеют более 2 % расхождения между сметной стоимостью на этапе архитектурно-строительного проектирования и фактической стоимостью строительства. Была проведена оценка трудозатрат специалистов Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области при необходимости корректировки бюджетных программ. Была сформирована действующая схема взаимодействия участников строительного процесса, на основании которой выявлены проблемные участки, на которых происходит информационный разрыв между детализацией цифровой информационной модели, необходимой для экспертизы проектных решений и для оценки достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства. Авторами статьи была разработана и предложена схема взаимодействия с применением технологий информационного моделирования для получения сметной стоимости объектов капитального строительства, исключающая информационный разрыв за счет разделения процесса государственной экспертизы на два этапа, и рассчитана разница временных издержек процессов обеих схем, которая составляет 51 день. Было предложено внесение корректировок в законодательство с утверждением проведения процесса экспертизы в два этапа, а также утверждение единых требований к цифровым информационным моделям для реализации предложенной схемы и внедрению технологий информационного моделирования в процесс государственной экспертизы.
Информация о статье
Библиографические ссылки
Kassem M., Succar B., Dawood N. A proposed approach to comparing the BIM maturity of countries // 30th International Conference on the Applications of IT in the AEC IndustryAt: Beijing. China. Beijing, 2013. Pр. 13–24. DOI: 10.13140/2.1.2308.5766
NBS. National BIM Report. 2017. Pр. 48–59.
Smart Market Report. The business value of BIM for infrastructure: Addressing America's infrastructure challenges with collaboration and technology. McGraw Hill Constaction, 2012. 30 p. URL: https://images.autodesk.com/adsk/files/business_value_of_bim_for_infrastructure_smartmarket_report__2012.pdf
Smart Market Report. The business value of BIM for construction in major global markets: How contractors around the world are driving innovation with building information modeling. McGraw Hill Constaction, 2014. Pр. 2–47. URL: https://icn.nl/pdf/bim_construction.pdf
Ожигин Д. Анализ текущей ситуации на российском BIM-рынке в области гражданского строительства // RUБЕЖ. 3 января 2021, 16:51. URL: https://ru-bezh.ru/denis-ozhigin/39134-analiz-tekushhej-situaczii-narossijskom-bim-ryinke-v-oblasti-gr
Градостроительный кодекс Российской Федерации : от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022).
О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № 331 : Постановление Правительства Российской Федерации № 2357 от 20.12.2022.
Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства : Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1431.
Siebelink S., Voordijk H., Endedijk M., Adriaanse A. Understanding barriers to BIM implementation: Their impact across organizational levels in relation to BIM maturity. Frontiers of Engineering Management. 2021. Vol. 8 (9). Pp. 236–257. DOI: 10.1007/s42524-019-0088-2 DOI: https://doi.org/10.1007/s42524-019-0088-2
СП 333.1325800.2020. Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла.
BIM & design стандарт // Development Systems. 20111. URL: https://standard.ds.do/bim (дата обращения: 05.07.2023).
Об утверждении Требований к подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели площадных объектов, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета : Приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 17.02.2023 № 121-17.
О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию : Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (ред. от 01.12.2021).
О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий : Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 (ред. от 15.09.2023) № 145.
Шалина Д. С., Ларионова В. А. Building information modeling (bim) как способ снижения рисков удорожания стоимости проекта // Фундаментальные исследования. 2021. № 12. С. 215–222. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43179 (дата обращения: 11.10.2022). DOI: https://doi.org/10.17513/fr.43179
Сербин С. А., Серегина Н. Ю., Фомин Н. И. Анализ текущей нормативной документации по отношению к технологиям информационного моделирования // Природные и техногенные риски. Безопасность сооружений. 2022. № 6 (61). С. 18–21.