Недвижимость: экономика, управление
№ 1 (2024)

Дорогие читатели!


     В г. Хошимине (Вьетнам) 22–23 марта 2024 г. пройдет XIII Международный научнопрактический форум, посвященный вопросам систематизации и анализу основных принципов современного экоустойчивого строительства. Организаторами форума выступают НИУ МГСУ (Россия) и Хошиминский архитектурно-строительный университет (Вьетнам).
    Существуют три основные инновационные модели развития, на которых строятся национальные инновационные системы государства, а именно:
– европейская, включающая все стадии государства инновационного процесса;
– азиатская, которая исключает фундаментальные исследования;
– модель «тройной спирали», предусматривающая взаимодействие трех институциальных векторов: университетов, бизнеса и власти. Модель «тройной спирали» является основой современного кластерного развития, в которой сотрудничество вышеуказанных секторов имеет не конкурирующий, а дополняющий синергетический вектор и результат. Концепция «зеленого квадрата», где имеется четыре структурных элемента (атомная электростанция, гидро-, ветро- и солнечная энергия), является основой современной городской экосистемы, ее инновационности и экоустойчивости.
     Так, развивая концепцию «зеленого квадрата», а также «зеленого строительства», и определяется главная цель — снижение экологического бремени для окружающей среды, которое несет в себе любой объект недвижимости как единица градостроительной среды. Это снижение достигается за счет энергоэффективного подхода, ресурсоэффективности, рециклинга, ревитализации и т.д.
     Эти и другие материалы, посвященные «зеленому строительству» и городской экосистеме, которые будут представлены на XIII Международном научно-практическом форуме, редакция опубликует во 2-м номере научного журнала.


С уважением, главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 4 (2023)

Уважаемые читатели!


     Будучи одной из важнейших инфраструктурных отраслей российской экономики, строительство обеспечивает не только ее жизнеспособность и развитие, но и комфортную среду жизни и деятельности.
Жилищное строительство продолжило развиваться бурными темпами. При этом наметился структурный сдвиг в сторону индивидуального жилищного строительства. Словом, в условиях нарастающего санкционного давления и репутационной блокады российской экономики именно строительство стало мощнейшим фактором, обеспечивающим не только устойчивость, но и ускоренное развитие секторов, нуждающихся в импортозамещении, а также определяющих будущие параметры и преимущества российской экономической модели. Ее уязвимость в настоящее время стала следствием копившихся последние десятилетия противоречий и рисков развития.
     Строительство, будучи важнейшей фондосоздающей отраслью, обеспечивающей структурно-технологический маневр российской экономики, нуждается в коренной технико-технологической трансформации. Модели инвестиционно-строительной деятельности также требуют обновления.
На фоне санкций в отношении крупнейших банков страны единственным оперативным решением поддержки отрасли в потоке преодоления пределов роста является увеличение бюджетного финансирования. Очевидно, речь идет не обо всех проектах, а только о стратегически ориентированных на обеспечении экономического и технологического суверенитета. В инвестиционно-строительной сфере — это инфраструктурный форсаж, осуществляемый на расширяющейся отечественной технологической базе.


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 3 (Приложение) (2023)

Уважаемые читатели!


     Настоящий выпуск журнала посвящен итогам VII Национальной научно-практической конференции с международным участием «Рынок недвижимости и тенденции его развития», прошедшей 23-24 ноября 2023 года в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете, и включает материалы докладов, представленных ее участниками.
     Конференция, организованная кафедрой «Организация строительства и управление недвижимостью» НИУ МГСУ, собрала представительный состав участников со всей России и из зарубежных стран: на пленарном заседании заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик зачитал приветственное обращение министра Ирека Файзуллина к участникам конференции: «Для достижения стратегических целей развития отрасли министерством решается ряд важных задач, в том числе при активном взаимодействии с отраслевым консорциумом, созданным на базе МГСУ. Этому способствует широкое обсуждение в экспертном сообществе, направленное на поиск и разработку наиболее эффективных и инновационных подходов».
     Широкий перечень научных и практических аспектов реализации актуальных задач развития жилищной сферы и инвестиционно-строительного комплекса нашел отражение в составе тематических секций конференции:
– Секция 1 — «Состояние и перспективы развития рынка жилищно-коммунальных услуг»;
– Секция 2 — «Механизм создания национального фонда наемных жилых домов социального использования»;
– Секция 3 — «Развитие системы оценки конкурентоспособности и рейтингования предприятий инвестиционно-строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства»;
– Секция 4 — «Комплексное развитие новых территорий и обновление сложившейся жилой застройки»;
– Секция 5 — «Цифровые платформы и центры управления рынка недвижимости и жилищно-коммунальных услуг»;
– Секция 6 — «Строительный контроль, судебная строительно-техническая и стоимостная экспертизы на этапе возведения и эксплуатации объектов недвижимости».
     В ходе конференции обсуждались вопросы развития рынка жилищно-коммунальных услуг и инвестиционно-строительного комплекса в целом, в рассмотрении проблем и решении отраслевых задач участвовали ведущие специалисты субъектов Российской Федерации, занятые в сфере строительства и управления объектами недвижимости.


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 3 (2023)

Уважаемые читатели!


     Как известно, решение жилищной проблемы является одной из основных задач, стоящих перед любым обществом. Оно требует огромных финансовых и временных затрат, а также способности большого количества людей объединять свои усилия для достижения поставленной цели.
     В России проблема жилья была и остается довольно острой. Во многом это обусловлено климатом страны, где возможны только капитальные постройки с мощной теплоизоляцией и в связи с этим высокой себестоимостью жилья. Стремительная урбанизация в начале XX в., переселение огромного числа людей из сельской местности в города привели к дефициту жилья такого масштаба, что на борьбу с ним ушло почти полностью прошлое столетие.
     Одной из важнейших характеристик жилищной обеспеченности является наличие ветхого и аварийного жилищного фонда. В советский период государство, являясь основным собственником жилищного фонда, не смогло выработать должной системы его эксплуатации и реновации. Еще более ухудшилось это положение в годы реформ.
     Сейчас 3,5 млн человек (около 2,5% населения России) проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного жительства. Количество таких семей составляет 18% от численности семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
     По-прежнему значительная часть граждан с низкими доходами не может приобрести жилье в собственность. При этом нам нужно повышать мобильность рабочей силы, студенчества, делать жилье реально доступным для проживания в каждом городе и поселке.
     Приобретение жилья, квартиры, комнаты в собственность должно быть важнейшим, но не единственным способом решения данной проблемы, следует стимулировать строительство и фактическое использование арендного жилья, квартир социального найма. Жителям на освобожденных территориях Херсонской, Запорожской областей, Донецкой и Луганской республик мы должны предоставить жилье.
     Развитие института наемных домов — это сейчас один из основных вопросов как для жителей Донбасса, так и для всех жителей РФ по обеспечению жилищных прав граждан.
     Этим вопросам и проблеме развития жилищного законодательства в части создания наемных домов социального использования, а также механизмам реализации их строительства и эксплуатации будет посвящена Национальная конференция, которая пройдет в ноябре 2023 г. в г. Москве на базе НИУ МГСУ.


С уважением, главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 2 (2023)

Уважаемые читатели!


     Целью управления недвижимостью является поддержание ее состояния в соответствии с проектными решениями и по возможности усовершенствование ее технических, экологических функций и стандартов. Затраты на управление в значительной степени определяются уже на момент нового строительства. Тогда выбирается тип каркаса здания, технические коммуникации, интерьеры, отделка и дизайн. С возросшей ответственностью застройщика долгосрочные вопросы экологической безопасности стали еще более важными. И тот, кто строит недвижимость, владеет или управляет ею, несет ответственность за экологические последствия построенного объекта.
     Многие владельцы недвижимости разрабатывают долгосрочные планы обслуживания или региональные программы, основанные на анализе технологических потребностей и экономических возможностей. Управление недвижимостью может состоять из трех элементов: административного, экономического и практического.
     Административное управление занимается вопросами найма, инспектирования, планирования персонала, эксплуатации и обслуживания, закупок и т.д. Экономическое управление имеет дело со сбором средств, управлением ими, арендной платой, платежами, составлением смет, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В практическое управление входит обслуживание зданий и коммуникаций, текущий контроль, оперативное управление, уборка и др.
     Организация процесса управления влияет на результат и работу по охране окружающей среды. Поэтому управляющие компании и владельцы недвижимости стали вводить сертификацию качества управления в отношении окружающей среды. Это означает, что предприятие принимает экологическую политику и определяет цели и задачи в области охраны окружающей среды с учетом выделения достаточного количества ресурсов для их достижения в течение установленного времени.
     Этим и прочим проблемам экологической устойчивости посвящен настоящий номер журнала.


С уважением, главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 1 (2023)

Уважаемые читатели!


     Повышение социально-экономической эффективности расширенного воспроизводства исторически сложившихся городов в условиях бурного развития городских пространств — важнейший источник удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
     В этом контексте задача устойчивого городского развития заключается в синтезе ресурсных потоков и создании адекватных антропологических условий реализации национальной программы «Стратегия пространственного развития РФ» (2019 г.) на длительный период. Все звенья городского хозяйства связаны в единую сложную систему пространственно-территориального девелопмента.
     Процесс пространственно-территориального девелопмента является результатом сложнейших взаимоотношений в системе «Природа–Общество–Человек», а управление реструктуризацией городской недвижимости, как совокупности материальных и нематериальных ресурсов развития, локализованных в городском пространстве и времени, обеспечивает их капитализацию.
     Поиски и выбор наиболее эффективных решений — неотъемлемая и важнейшая составная часть общего процесса управления устойчивым развитием городских территорий. Такие поиски должны осуществляться в каждом звене городского обновления сложившейся застройки, и особенно на стыках звеньев, где и возникают наибольшие риски и потери от несогласованности принимаемых решений.
     Они взаимодействуют как по управленческой вертикали, так и на территориальном уровне за счет реализации контрактов жизненного цикла различными организационными формами расширенного воспроизводства объектов городской недвижимости. Все связи имеют многоаспектный, многокритериальный характер: процессы реструктуризации взаимосвязаны технологически, ресурсными потребностями, экономическими, социальными и экологическими последствиями. Наконец, тесно взаимосвязаны в этой системе решения текущего, досрочного и стратегического характера. Этим и другим проблемам девелопмента городской недвижимости и путям их решения посвящен настоящий номер журнала.


С уважением,
Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 4 (2022)

Уважаемые читатели!


Функционирование строительных предприятий и организаций в современных турбулентных условиях, связанных с экономическими санкциями ведущих западных стран, испытывает воздействие множества внешних и внутренних, случайных и неслучайных факторов, существенно влияющих на результаты их деятельности. Особенно это связано с началом вооруженного конфликта, в ходе которого на территориях бывшей союзной республики в результате применения тяжелых вооружений наряду с гибелью людей происходит масштабное разрушение зданий и сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры. Каждый конкретный случай характера разрушения здания или имеющихся повреждений должен быть рассмотрен экспертом «строителем», обладающим специальными знаниями в области механической безопасности. Предприятия и организации инвестиционно-строительного комплекса, работающие в этих условиях по восстановлению разрушенного фонда жилищной недвижимости, представляют собой сложную человеко-машинную организационно-управленческую систему, включающую технические, технологические, экономические, экологические и социальные подсистемы.


Они характеризуются определенным уровнем надежности, который необходимо учитывать при их деятельности, связанной с восстановлением жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.


Начиная с этого номера, редакция журнала будет публиковать статьи, связанные с методами восстановления поврежденных зданий, сооружений и надежностью предприятий инвестиционно-строительного комплекса, работающих в чрезвычайных условиях.


С уважением,


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 3 (Приложение) (2022)

Уважаемые читатели!


Настоящий выпуск журнала посвящен итогам Национальной научно-практической конференции с международным участием «Жилье и городская среда», прошедшей 20–21 октября 2022 года в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете, и включает материалы докладов, представленных ее участниками.


Конференция, организованная кафедрой «Организация строительства и управление недвижимостью» НИУ МГСУ, собрала представительный состав участников со всей России и из зарубежных стран: на пленарном заседании выступил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин, в работе секций конференции приняли участие ученые, представители государственных и коммерческих организаций, ведущие застройщики и девелоперы. Международными партнерами конференции стали Ханойский архитектурный университет (Вьетнам), Хошиминский университет архитектуры (Вьетнам), Частный институт управления и предпринимательства (Белоруссия), ведущие строительные компании Казахстана.


Содержательный контекст конференции, в первую очередь, был определен Национальным проектом «Жильё и городская среда», главными целями которого являются обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды и создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды.


Широкий перечень научных и практических аспектов реализации актуальных задач развития жилищной сферы нашел отражение в составе тематических секций конференции:


Секция 1 – «Комплексное развитие городских территорий»;
Секция 2 – «Управление жилищным строительством»;
Секция 3 – «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура»;
Секция 4 – «Реновация и восстановление городского жилищного фонда»;
Секция 5 – «Цифровые платформы и центры управления»;
Секция 6 – «Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертизы в жилищной сфере»;
Секция 7 «Строительный контроль в жилищной сфере».


По результатам работы конференции были сформулированы консолидированные предложения по развитию институтов и совершенствованию механизмов взаимодействия участников жилищно-коммунальной сферы и инвестиционно-строительного комплекса в целях обеспечения поступательной динамики социально-экономического развития территорий страны.


С уважением,


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 3 (2022)

Уважаемые читатели!


Жилищный рынок России является одним из ключевых сегментов народного хозяйства с высокой социально-экономической значимостью. Особенностью современного жилищного строительства является высокий уровень инвестиционной привлекательности данного типа рынка, при этом объемы вводимого жилья в 2020–2021 гг. Достигли рекордных показателей. Наличие большого количества застройщиков, подрядных, кредитных организаций, физических лиц (покупателей жилья) и других участников рынка формирует сложную партнерскую деловую среду с высоким уровнем риска. Ежегодно свыше 1 млн покупателей жилья инвестируют собственные средства через застройщиков в размере около 4 трл руб., что сопоставимо с 20%-ным уровнем планируемого дохода государственного бюджета страны на текущий год.


Высокая значимость реализации государственной стратегии формирования рынка доступного жилья предъявляет особые требования к социальной и экономической ответственности ключевого участника жилищного рынка — застройщика — к своим обязательствам перед покупателями жилья (дольщиками).


Главными особенностями проектного финансирования объектов с рынка жилищной недвижимости по сегменту многоквартирных жилых домов являются: обязательность заключения договора долевого участия; государственная регистрация сделок; постоянный ежеквартальный мониторинг финансового состояния застройщиков; публичность застройщика на основе проектной декларации; контроль застройщика со стороны СРО; контроль за достаточной величиной уставного капитала застройщика; наличие возможности банковского контроля за целевым использованием средств застройщиков по счетам эскроу; наличие проблемных объектов и обманутых вкладчиков, а также незавершенность экономического механизма государственного регулирования территориальных первичных жилищных рынков РФ.


К негативным аспектам такого развития следует отнести также прогнозируемое увеличение показателей концентрации на жилищных рынках. Это уже привело к значительной ликвидации мелких и средних девелоперских компаний и доминированию крупного бизнеса. Конкурентная среда ухудшилась, и получает все большее развитие олигопольный тип рынка, когда 12–15 строительных групп уже в состоянии контролировать до 70–80 % всех объемов строительства МКД. Эта ситуация, помимо международных санкций, ведет к дополнительному увеличению стоимости жилья и уменьшению его доступности. Этим и другим проблемам жилищной политики будет посвящена программа национальной конференции «Жилье и городская среда», проводимой 20–21 октября 2022 г. в НИУ МГСУ при поддержке и участии Минстроя РФ, Минэкономразвития РФ, Минопромторга РФ, Минсельхозстроя РФ и профильных комитетов Госдумы РФ.


С уважением,


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 2 (2022)

Уважаемые читатели!


Совокупный потенциал предприятия инвестиционно-строительного комплекса представляет собой меру его способностей, которые формируются в результате взаимодействия основных производственных фондов, трудовых ресурсов, оборотных и нематериальных активов с учетом маркетинговой деятельности.


Развитие любой способности предприятия совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляют способность данного уровня, отражает новые возможности для развития способностей более высокого уровня, т.е. переходит на более высокую ступень.


Совокупный потенциал строительного предприятия определяется потенциалоемкостью, которая представляет собой оценку его возможностей по выпуску объема готовой строительной продукции (вида услуг) требуемого качества за определенный период времени, т.е. является интегральной оценкой результативности производственно-строительной системы (далее — ПСС).


Результативность системы определяется набором показателей-индикаторов, которые образуют результаты инвестиционно-строительной деятельности предприятия. Иначе говоря, потребители платят за готовую строительную продукцию (товары и услуги), получают ее, используют ее, реагируют на нее, и мы можем и должны следить за результатами производства в качестве измерителя результативности системы.


Система индикаторов результативности: конкурентоспособность, экономичность, качество продукции (услуг), прибыльность, производительность, рентабельность продаж, инновации, учитывающие энтропию рыночного спроса и предложения.


Совокупный потенциал ПСС характеризует максимально возможную потенциалоемкость, реализуемую предприятием на получении конечной готовой строительной продукции.


В основе ее расчетов находится, с одной стороны, информация о проекте (характеристики готовой строительной продукци и нормативные требования к процессам ее реализации), отражающаяся в контрактной форме документации, а с другой — характеристики трудовых ресурсов ПСС, обеспечивающих реализацию инвестиционного проекта.


По результатам анализа контрольной выборки учеными НИУ МГСУ (154 строительных предприятий, 2021 г.) было определено, что более 70 % строительных предприятий имеют величину эффективности по использованию совокупного потенциала ниже среднего уровня (на единицу производственно-финансовых ресурсов). Это еще раз подтверждает имеющиеся значительные резервы повышения потенциалоемкости строительных предприятий.


С уважением,


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 1 (2022)

Уважаемые читатели!


Одним из приоритетов в развитии строительной отрасли является внедрение инновационных технологий. Использование инновационных технологий — это технологическая модернизация оборудования, реконструкция зданий, повышение экологичности строительных производств, расширение перечня выпускаемой продукции, контроль и регулировка качества воздуха в зданиях, создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями (специализированные лифты, широкие дверные проемы, пандусы и др.), остекление и ориентация помещений с учетом сторон света и пр.


Производственные инновации должны быть ориентированы на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, снижение энергопотребления, снижение выбросов, использование вторичного сырья при производстве строительных материалов. Важным вопросом остается внедрение современных методов планирования производственной деятельности, применения новых форм управления в строительстве. Они должны быть направлены на улучшение организационной структуры компаний, выбор стратегических целей и задач, методов принятия решения на основе стратегического анализа деятельности компании.


Создание и внедрение информационной модели — это принципиально новый подход к процессам управления проектированием, строительством, к оснащению и обеспечению качественной эксплуатации и ремонта зданий.


С уважением,


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 4 (2021)

Уважаемые читатели!


Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из ключевых элементов социально-экономической деятельности государства. Жилищные права граждан, включая содержание и ремонт жилья, а также предоставление коммунальных услуг, должны соответствовать возможностям их реализации как за счет рыночных механизмов, так и за счет бюджетной поддержки.


Годовой оборот отрасли ЖКХ в 2020 г. оценивается в 6,4 трлн руб. (порядка 6 % ВВП Российской Федерации). В отрасли занято более 2 млн человек и работают около 41 тыс. организаций.


В региональные программы капремонта многоквартирных домов (МКД) включены 724 тыс. МКД площадью 2,6 млрд м2, в которых проживает около 90 млн жителей (2/3 населения страны).


Сфера ЖКХ характеризуется неудовлетворительным состоянием активов, а также ускоренными темпами деградации основных средств, низкой экологической эффективностью.


Удельный вес сетей коммунальной инфраструктуры, нуждающихся в замене в общей протяженности сетей (по итогам 2020 г., по данным Росстата):
• тепловых сетей — 30,8 % от 167,4 тыс. км (заменено 2 % или 3,4 тыс. км), потери — 12,3 %;
• водопроводных сетей — 43,5 % от 584,1 тыс. км (заменено 1,1 % или 6,2 тыс. км), утечка и неучтенный расход воды — 22,9 %;
• канализационных сетей — 45,6 % от 200,8 тыс. км (заменено 0,4 % или 0,8 тыс. км).


«Недобор» выручки по всем коммунальным услугам по Российской Федерации (до прироста в 4 %) составил за 2020 г. порядка 30 млрд руб., за 2021 г. — порядка 20 млрд руб.


Для решения указанных проблем необходимо:
• увеличить объем привлекаемых средств Фонда национального благосостояния в два раза (до 300 млрд руб.);
• осуществить переход на долгосрочную модель ценообразования в коммунальной сфере, где основным методом отраслевого ценообразования будет являться метод сравнения аналогов с использованием значений эталонных затрат;
• провести изменение подходов поддержки социально незащищенных слоев населения путем снижения максимального размера платы за ЖКУ в совокупном доходе (с 22 до 15 % в течение 5 лет);
• продолжить модернизацию источников теплоснабжения в целях повышения их экологичности путем перехода на экологически чистые виды топлива и внедрения современных систем газоочистки (снижения «углеродного следа») и др.


Этим вопросам и другим проблемам ЖКХ посвящены статьи данного номера журнала.


С уважением,
Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 3 (2021)

Уважаемые читатели!


Одним из приоритетных направлений, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации, является внедрение специального механизма поддержки индивидуального жилищного строительства и обеспечение его широкого применения (пп. дп. 2 перечня поручений от 02.05.2021 № Пр-753д).


Разные виды строительства, в том числе массовое малоэтажное, — процесс чрезвычайно сложный, в котором прямо или косвенно задействовано множество участников. Следовательно, и препятствия на пути строительного процесса имеют самое различное происхождение.


 Одна из причин, тормозящих обеспечение россиян доступным малоэтажным жильем, — отсутствие у властных структур четкой политики в части технологического обеспечения строительного процесса. Чиновникам пока не ясно, каким технологиям отдать предпочтение, в результате чего реализуются некие пробные проекты, но массового строительства нет.


Нетрудно понять, что выбор строительной технологии зависит от того, что желательно получить на выходе. В связи с этим возникает вопрос: какие дома нужны в России? Очевидно, что малоэтажный серийный дом должен быть дешевым, быстровозводимым (т.е. состоять из легких конструкций), безусловно, теплым и, наконец, эстетически привлекательным, причем с учетом вкусовых пристрастий потенциальных потребителей. Кроме того, требуются дома долговечные, а в случае их сноса — утилизируемые без ущерба для окружающей среды. Исходя из этого, для массового многоэтажного строительства в России нужно выбирать соответствующие технологии. Но преимущества той или иной технологической схемы легче всего оценить в ходе открытого конкурса среди производителей. В Европе подобные конкурсы проводятся в форме застройки коттеджных поселков. Обычно события развиваются по следующей схеме: администрация города выделяет свободную территорию за пределами существующей застройки. Далее на этом участке различные компании по своим технологиям возводят малоэтажное жилье, а конечный потребитель голосует кошельком. Подобные акции постоянно проводятся в Германии, Австрии, Финляндии.


Фактически государственная поддержка индивидуального жилищного строительства осуществляется как инструмент по решению проблем льготных и отдельных групп населения, использующих при строительстве неэффективные и дорогостоящие технологии. Вводимые в эксплуатацию объекты индивидуального жилищного строительства с привлечением бюджетных средств не всегда отвечают современным требованиям и осуществляемым затратам. Используя зарубежный опыт, с целью развития индивидуального малоэтажного жилищного строительства необходимо обеспечить государственную поддержку внедрения современных технологий строительства, отвечающих параметрам финансовой доступности строительства, комфортности, долговечности, экологичности, энергоэффективности и т.п.


Реализация эффективного развития малоэтажного индивидуального строительства предполагает организацию ежегодных выставок-продаж с целью формирования предложений для индивидуальных заказчиков, реализации государственных программ индивидуального малоэтажного строительства для отдельных категорий лиц (пострадавших от природных катаклизмов, аварий техногенного характера, государственных служащих и муниципальных служащих и т.п.), а также формирования конкурентного рынка предложений застройщиков в рамках вышеперечисленных критериев.


Реализация предлагаемого проекта развития индивидуального малоэтажного строительства в России предполагает участие в его реализации как федеральных, региональных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных организаций (строительных, банковских и т.п.).


Заметная роль в этом процессе отводится доступному малоэтажному жилью. Предполагается, что развитие сферы загородного малоэтажного домостроения поможет решить целый комплекс жилищных проблем в регионах и тем самым создаст предпосылки для их развития.


Вместе с тем, темпы строительства малоэтажки пока далеки от желаемых. Почему это происходит? Какие барьеры стоят на пути строительства массового малоэтажного жилья? Эти и другие проблемы будут рассмотрены в данном номере журнала.


С уважением,


Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 2 (2021)

Уважаемые читатели!


Все многочисленные разновидности организационных форм управления строительством, не относящиеся к генподрядной системе или системе «проектирование-строительство», могут быть отнесены к группе организационных форм типа «управление строительством».



Одной из наиболее распространенных организационных форм эффективного взаимодействия всех участников инвестиционного процесса строительства является проектное управление (project management), которое представляет собой целевое управление всеми трудовыми, финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, необходимыми для обеспечения процессов эффективного управления через следующие критерии: срок, стоимость, качество, согласованность изменений в проекте с заинтересованными сторонами.


В системах управления крупными проектами, выполнение которых составляет 2–3 года, реализуются принципы системного подхода к решению комплексных проблем регионального или даже общенационального значения.



Основные различия систем программного и проектного управления обусловлены различием в продолжительности и сложности выполнения проектов.
Основной эффект от применения системы программного управления состоит в том, что она обеспечивает, как правило, более низкую конечную стоимость проекта (в основном контракты заключаются по фиксированной цене).


Причина этого состоит в создании в системе программного управления так называемого синергетического эффекта и углубления специализации фирмучастников проекта или программы.
Вопросам организационных форм управления и контрактных отношений в строительстве посвящены основные статьи данного выпуска журнала.


С уважением,
Главный редактор, Пётр Грабовый

Недвижимость: экономика, управление
№ 1 (2021)

Уважаемые читатели!


В России в соответствии с новой Конституцией РФ (статья 114, пункт 1, е. 5) государственные органы власти обязаны содействовать реализации права каждого гражданина на жилье и стимулировать его для самостоятельной организации своего проживания. Таким образом, отправной точкой решения жилищных проблем является справедливое и равноправное удовлетворение основных потребностей граждан.


В соответствии с основными задачами улучшения условий проживания российских граждан каждому проживающему в России физическому лицу предоставляется возможность получить приемлемое жилье на основе трех критериев:


1) каждая семья должна иметь квартиру, количество комнат и площадь которой соответствуют размеру семьи и индивидуальным потребностям ее членов;


2) по своим составу, конструкции и оснащению квартира должна быть целесообразной, соответствовать нормативным экологическим требованиям и функциональности, а жилые дома должны вписываться в окружающую среду;


3) расходы на жилье являются приемлемыми и пропорциональны количеству членов семьи и используемым помещениям, а также объему дополнительных расходов.


Социальные дотации предназначены, в первую очередь, для таких семей, которые при отсутствии средств не имеют возможности достичь приемлемого уровня проживания. Это означает, что первоочередная ответственность за оплату организации жилья и расходов на него лежит на самих гражданах.


Помимо социального и коммерческого найма жилья, в некоторых регионах России в качестве эксперимента становится популярной особая форма корпоративного жилья — квартира с правом проживания и постепенного выкупа. Такая форма существует во многих странах уже давно, а в северных странах Европы и Канаде образует значительную часть жилого фонда — 12…17 %. Указанные формы жилья объединяет то, что гражданин, нуждающийся в жилье, может получить его, имея небольшие собственные средства, путем внесения взноса за право проживания, который составляет не менее 5 % стоимости квартиры.


Такую квартиру нельзя произвольно продать, поскольку она представляет собой нечто среднее между частной и арендной квартирой.


 Подобная форма жилья становится популярной по той причине, что гарантия проживания в ней является надежной с точки зрения права граждан на жилье. Данная инициатива сейчас обсуждается в Государственной Думе РФ. Эти и другие жилищные проблемы, а также механизмы их решения представлены в данном выпуске журнала.


С уважением,
Главный редактор, Пётр Грабовый