Влияние цифровых и онлайн технологий на российский рынок недвижимости
Основное содержимое статьи
Аннотация
Рынок недвижимости, как и основные его участники, вынужден быстро реагировать на международные и местные изменения, такие как развитие новых технологий, новое законодательство, пандемия КОВИД-19, снижение спроса. Правительство объявляет новую стратегию для внедрения информационных технологий среди государственных учреждений и населения, а также создания электронного правительства. Девелоперы запускают онлайн-продажи и 3D туры, надеясь привлечь новых покупателей из удаленных мест, сотрудничают с банками и помогают в получении цифровых подписей. Банки предлагают новые сервисы, объединяющие поиск, покупку и ипотеку, — все дистанционно. В статье подробно описан сервис Сбербанка «ДомКлик». Даже консервативные нотариусы принимают участие в процессе — теперь у них есть право заверять электронные договора и регистрировать сделки.
Удаленные сделки включают в себя несколько шагов: выбор и просмотр объекта, предварительный договор и аванс, проверка документов, подготовка к сделке, ипотека и регистрация. В настоящее время все они могут быть осуществлены онлайн.
Изменения затронули не только правила оформления договоров купли-продажи недвижимости, но и ее аренды. Ведущая интернет-компания приняла решение заключать договора аренды только с теми арендодателями, которые регистрируются у нее на партнерской платформе и могут заверить договор аренды цифровой подписью.
Новые сервисы стали возможны благодаря развитию новых цифровых и онлайн технологий, появляются новые инструменты, отвечающие требованиям рынка. Несмотря на некоторые риски на определенных стадиях становления, онлайн технологии успешно адаптировались на рынке недвижимости.